Все об искусстве

Реклама

Английская современная эстетика


В английской современной эстетике доминирует одно направление, но с тремя названиями: «логический позитивизм», или «лингвистический анализ», или «философский анализ». Совершенно оторванное от искусства направление это очень популярно в Англии и а Америке. Все книги и статьи, представляющие его, как правило, содержат сплошную словесную эквилибристику в такой неудобоваримой форме, что почерпнуть оттуда что-либо для художественной практики почти невозможно. Читая книги таких эстетиков, невольно согласишься с Китсом, который так писал о схоластической философии своего времени: «Разве от одного прикосновения холодной философии не исчезает все ее очарование? Философия отрезает крылья ангелу, своими законами и правилами убивает всякую таинственность, опустошает населенное призраками пространство, стирает с неба дождевую радугу». Кажется, мало что изменилось с тех пор. Непроницаемая паутина эстетических абстракций у логических позитивистов заслоняет читателю живую душу искусства.

Английская современная эстетика

Когда я спрашивал у английских эстетиков, какую книгу последнего времени они считают наиболее интересной, чаще всего называли книгу Вильяма Элтона «Эстетика и язык», изданную в Оксфорде в 1954 году и представляющую образец умозрительного философствования над проблемами, крайне отдаленными от жизни]

Господство в эстетике именно этого направления они объясняли традициями, которые тянутся от Берклич Юма, значительным влиянием на эстетику трудов Витгенштейна и Рассела, ибо последние много лет работали в этой области и оставили неизгладимый след в философии и в эстетике, и, наконец, тем, что таком подход к эстетике дает возможность уйти в область абстракций и не вмешиваться в живые проблемы, в бурные споры о современном искусстве.

Как ни странно, об искусстве в Англии больше спорят художественные критики, режиссеры, педагоги и мало - эстетики. Последние, часто даже не интересуются ведущими направлениями в искусстве. Когда я в беседах говорил им, что такое направление малоплодотворно для художественной практики, они отвечали, что ведь надо кому-то исследовать методологические направления в эстетике. Вопрос о том, что эстетика сама по себе без искусства так же бесполезна, как, например, архитектура, не занимающаяся строительством, их, кажется, мало волнует.

Особняком в английской эстетике стоит фигура Герберта Рида (ему присвоен титул сэра). Эстетики его хорошо знают. Это один из крупнейших представителей современной буржуазной эстетики. Его книги пользуются большой популярностью и издаются во многих буржуазных странах.

Герберт Рид - очень сложная и интересная фигура. Мировоззрение его и эстетические взгляды крайне противоречивы. Многое в его мировоззрении заслуживает внимания, поскольку эстетические исследования Рида связаны с художественной практикой. Он когда-то много лет проработал в музее. Возможно, поэтому искусство ой знает и очень тонко его анализирует. Вторая положительная черта его взглядов - острая, резкая и справедливая критика декадентского упадочнического состояния искусства в западном мире. Третий положительный момент его творчества - это разработка теории эстетического воспитания.

Смотрите также: