Все об искусстве

Реклама

На протяжении нескольких веков


На протяжении нескольких веков

На протяжении нескольких веков в западноевропейской музыкальной культуре медленным вели - ЧаВо-торжественным «скользящим» и «шаговым» танцам, как то[20], Аравана, сарабанда, пассакалия, полонез, противопоставлялись танцы быстрые, подпрыгивающие, с оживленной, нередко скачкообразной мелодикой, по своему происхождению непосредственно связанные с крестьянскими плясками. В XVI веке это гальярда, сальтарелла, жига (размеры 3/8, 6/8, 9/8, 12/8). Позднее широкое распространение получили оживленные французские народные танцы в четном размере: ригодон, буррэ, тамбурин, гавот (средней частью последнего являлась «мюзет»— волынка). Быстрые подпрыгивающие танцы XIX века в четном размере — полька, галоп; в нечетном — мазурка. Плавный, скользящий танец XIX века — вальс.

Характерное сопоставление разнообразных танцевальных движений («па») в бытовой традиции нашло отражение в старинной танцевальной сюите.

Сюита—(от французского «следовчтул-)-контрастное последование нескольких танцевальных инструментальных пьес (непосредственно для танцев не предназначенных), объединенных том опыт и тематически. Классическая танцевальная скита —старейшая циклическая (многочастная) Форма. Название «сюита» появилось XVII века у Французских лютневых композиторов одновременно в Италии и Германии имел термин «партита». Однако самое стремление к контрастному объединению, к «циклизации» танцев возникло значительно раньше. Уже в первой половине XV века в лютневых сборниках нередко встречается характерное парное пслелпвание горделиво-медленной и плавно скользящей пава - ныв четном размере и подвижного танца с прыжками— гальярды или сальтареллы. Основу обоих танцев составляла одна и та же мелодическая тема, в паване изложенная в четком размере, в гальярде же — в нечетном. Позднее количество объединяемых танцевальных пьес достигло четырех и более.

Основной костяк французской лютневой сюиты конца XVI! века составляли четыре излюбленных танца, различных по характеру движения и ритму. Цикл открывала обычно аллеманда (немецкий танец), характеризующаяся неторопливой степенной величавой поступью, размеренным шагом в четном (четырехдольном) размере. Ей противопоставлялась французская куранта в нечетном размере (3/4; 3/8), в быстром оживленном движении преимущественно ровными длительностями. Последование аллеманды и куранты основывалось, таким образом, на контрасте умеренно медленного и умеренно быстрого движения. Далее ритмический и темповый контраст обострялся. Следовала сарабанда — самая медленная часть сюиты: плавный и чопорный испанский танец (первоначально мавританского происхождения) в нечетном размере (3/4; 3/2). Для обчикэ сарабанды характерны пунктирный ритм, синкопы (растягивание второй ритмической доли), наличие мелких украшений в мелодике, порой тяжелый аккордовый склад. Величаво-торжественный, элегический, иногда с оттенком трагизма, характер звучания приближает сарабанду в отдельных случаях (как и родственную с ней чакону и пассакалыо) к типу траурного марша.

Смотрите также: