Все об искусстве

Реклама

О глубоком неблагополучии в области оперного искусства


О глубоком неблагополучии в области оперного искусства

О глубоком неблагополучии в области оперного искусства еще в 1936 году сигнализировали известные статьи газеты «Правда» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь» (написанные по поводу оперы «Леди Макбет» и балета «Светлый ручей» Д. Шостаковича).

Все эти волнующие, наболевшие вопросы, связанные с кризисом оперного творчества, с предельной остротой были поставлены в известном постановлении ЦК нашей Коммунистической партии «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Сурово осуждая формалистическое направление в современной музыке, партия и правительство указывали, что в настоящее время «утрачиваются основы вокальной культуры и драматургического мастерства и композиторы разучиваются писать для народа, свидетельством чего является тот факт, что за последнее время не создано ни одной советской оперы, стоящей на уровне русской оперной классики».

Порочным, антинародным формалистическим течениям товарищ А. Жданов в своей речи на заседании музыкальных деятелей в 1948 году противопоставлял здоровое и прогрессивное направление в советской музыке, характеризующееся борьбой за высокую идейность и реалистичность музыки.

Еще в 1936 году товарищи Сталин и Молотов в беседе с авторами оперного спектакля «Тихий Дон» отметили идейно-политическую ценность содержания этой оперы и несомненную прогрессивность стремления композитора И. Дзержинского к простой напевной мелодичности.

Вслед за оперой «Тихий Дон», в короткий срок обошедшей почти все оперные театры Советского Союза, появилось еще несколько опер простого песенного склада на советскую тематику; в числе их «Поднятая целина» И. Дзержинского, «Броненосец «Потемкин» О. Чишко и другие. Лучшая из опер этого направления—«В бурю» Т. Хренникова.

К сожалению, известная идейная и техническая незрелость, а также пренебрежительное отношение к законам драматургического развития классической оперы помешали этой группе композиторов полностью осуществить свои ценные творческие замыслы. Особенно бросается в глаза отсутствие в этих операх развитых драматических форм оперного ансамбля, больших арий-монологов и в связи с этим—неуменье обрисовать музыкальными средствами образы современных героев.

Прогрессивные реалистические тенденции обнаружились также в некоторых советских операх на революционно-исторические сюжеты. В числе их: «Мастер из Кламси» Д. Кабалевского, «Степан Разин» А. Касьянова, «Емельян Пугачев» М. Коваля.

Ценные творческие достижения в области советского оперного искусства связаны с национальными музыкальными культурами братских республик. Уже е первые годы революции на оперной сцене республиканских театров появляются произведения, характеризующиеся ярким творческим своеобразием, свежестью и смелой новизной. В числе их—«Алмаст» А. Спендиарова (Армения), «Даиеи» и «Латавра» 3. Палиашвили (Грузия), композиторов, воспитанных в лучших традициях русской классической школы. Одним из наиболее выдающихся событий советской музыкальной культуры оказалась постановка в 1937 году народно-героической оперы У. Гаджибекова «Кер-Оглы» (Азербайджан).

Смотрите также: