Все об искусстве

Реклама

Предшественники вальса


Предшественники вальса

Предшественники вальса — австрийский народный танец «лендлер» из области Ландль (расположенной рядом с Тиролем и Штирией), явно вальсообразная «штирьен» (штирийский крестьянский танец), польский куявяк и чешский фуриант (с характерными двухдольными ритмическими перебоями внутри трехдольного движения).

В широко развернутом финале первого акта оперы «Дон-Жуан», изображающем сцену бала, Моцарт со свойственной ему чуткостью воспроизводит одновременное исполнение трех наиболее характерных для своей эпохи танцев различного движения и ритма. В то время, как представители великосветского общества во главе с донной Анной и доном Оттавио чинно танцуют аристократический менуэт, в другом конце зала Дон-Жуан с крестьянской простушкой Церлиной с увлечением отплясывают веселый контрданс в двухдольном размере. Тут же слуга Лепорелло с крестьянским парнем Мазетто под звуки маленького оркестра, расположенного непосредственно на сцене, кружатся в быстром вальсе — излюбленном демократическом венском танце в конце XVIII века.

Вальсовый ритм отчетливо ощущается уже и в некоторых симфониях Гайдна, менуэты которых нередко развертываются на основе вальсообразного ритма народного «лендлера».

Бытовые венские вальсы с мелодикой народного склада писал уже Моцарт; большое количество их создал Франц Шуберт, постоянно импровизировавший вальсы и лендлеры на дружеских домашних вечеринках непосредственно во время танцев. Выдающимися мастерами бытового вальса были: И. Ланнер (1801 — 1849), Иоганн Штраус старший (1804—1849) и в особенности сын последнего — Иоганн Штраус младший (1825--1899), написавший 447 вальсов, из которых многие пользуются широкой популярностью и в наши дни.

Интересна фортепианная концертная пьеса Вебера «Приглашение к танцу» (18IS), где на основе вальсового ритма развертывается программная бытовая сценка. Замечательную серию вальсов создал Шопен, впервые внесший в этот жанр типично славянскую мягкость мелодических очертаний. Большинство вальсов Шопена задушевного, лирического склада представляют, подобно его лее мазуркам, род небольшой лирической поэмы; некоторые же являются блестящими концертными пьесами.

Ряд высоко поэтических поэм в форме вальса написал Лист. В числе их: «Вальс-экспромт», «Забытые вальсы» и три «Мефисто-вальса», из которых в особенности интересен знаменитый «Мефисто - вальс» или «Танец в деревенском шинке» на сюжет эпизода из «Фауста» Ленау (известный в оркестровом и фортепианном вариантах). В эти же годы Шуберт и Берлиоз впервые вводят вальс в симфонию (симфонии до-мажор Шуберта, «Фантастическая симфония», «Ромео и Джульетта» Берлиоза).

Смотрите также: